Дата обновления сайта: 14.03.2023
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Приказ отдела образования Муниципального образования "Велижский район" от 27.09.2021 года №148-О Об утверждении плана-графика "дорожнойной карты" по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в муниципальном образовании "Велижский район" в 2021-2022 учебном году.
- Приказ от 29 сентября 2021 года №247-О Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения» (фотоотчет/дата проведения 19.01.2022 г.)
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:
- математическая,
- читательская,
- естественно-научная,
- финансовая грамотности,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
7. Электронный банк заданий по финансовой грамотности
8. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
10. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
11. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
12. Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
- Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Методические материалы по функциональной грамотности
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
- Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Методические рекомендации по фин. грамотности начальные классы |
|
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах |
Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы |
Методические материалы по формированию функциональной грамотности
- Перечень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
- РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов - Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ
- ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISAпо материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся. 5-9 классы»
- Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся» (9 класс)
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Адрес: 216290 г. Велиж, ул. Недоговорова, д. 15.
Телефон: +7-48132-4-21-80
E-mail: veligshool2@yandex.ru